Последнее обновление 09.05.2021
Позвоночник – ОСНОВА ТЕЛА
Глава 16 из книги – Искусство Массажа
Автор – Андрей Микулин
Предидущая глава Содержание Следующая глава
Устройство ПОЗВОНОЧНИКА – Это ПРИОРИТЕТНАЯ РАБОТА, которую мои Ученики выполняют, я бы не сказал, что на ура!
Вроде, всё просто, но у каждого в момент их обучения у меня в моей Академии Массажа, были какие то, затыки или трудности.
Наверное, мало кто до прихода ко мне, учиться массажу, задавался Целью – досконально знать ПОЗВОНОЧНИК.
В принципе, можно, пусть не с первого раза, запомнить несколько анатомических фраз:
Тело позвонка, межпозвоночный диск, позвоночные суставы, остистый отросток, боковые отростки, отверстие для спинного мозга – спинномозговой канал, фораминальные отверстия, из которых выходят нервные корешки.
Только, если через неделю я спрошу студента эти фразы повторить, он или она, будет явно путаться…
Вспоминая себя двадцать лет назад, я сейчас улыбаюсь…
* * *
Как то, на первых годах, своего обучения Искусству Массажа у Сан Саныча, приехав к нему в очередной раз, мы с ним, вернее не я, а он, затронули тему устройства позвоночника.
- Андрей, а что такое позвоночник? – Спросил он меня невзначай.
- Позвоночник…. Это основа скелета человека, - выпалил, я не глядя на него, продолжая:
- Состоит из четырех отделов. Шейный, грудной, поясничный и крестец, пять вместе сросшихся позвонков. Сам позвоночник образован позвонками. В шейном их семь…
Сан Саныч не дал мне продолжить:
- Знаю, знаю, ты хорошо знаешь, что такое позвоночник. Но, всё же, Андрей, ЧТО ТАКОЕ ПОЗВОНОЧНИК?
- Сан Саныч, ты же меня прервал.
И я начал сначала свои объяснения. Но Сан Саныч меня быстро прервал повторно, переведя разговор на другую тему:
- Андрей, я хотел бы подлатать забор. Он немного покосился. Ты мне поможешь?
- Ну, конечно же! Что от меня требуется?
- Сегодня ничего. А вот в следующий раз, не сможешь ты мне привести несколько кирпичей из города и немного цемента?
- Да не вопрос, Сан Саныч. Ты скажи, сколько нужно, и я привезу.
- Ну, пошли смотреть вместе.
С этими словами мы вышли во двор.
- Странно! – подумал я, - Когда входил к нему сегодня утром, забор был вроде в порядке. А сейчас немного и вправду в одном месте покосился. Как это я и не заметил.
- Да я и сам только что заметил! – радостно воскликнул он, - Если бы не Инга, она мне сказала, что он сломан.
Минуту назад, когда мы с ним выходили из дома, мы видели следующую картину.
Инга, его немецкая овчарка, шутя, перемахнула через почти полуметровый забор, именно в том месте, куда меня привел Сан Саныч. Получилось так, что когда мои глаза выглянули на улицу, я и увидел, как Инга своими задними лапами уже отталкивается от верхней доски и переваливается всем телом на ту сторону. При этом она как бы СПЕЦИАЛЬНО с оттяжкой оттолкнулась и за счет этого пролетела ещё на метр вперед.
- Надо же! Совпадение! – изрекаю я задумчивую фразу, - Сан Саныч, убежит ведь!!!
Инга, как бы услышав меня, подбегает к калитке с внешней стороны и начинает гавкать – типа иди и впусти её.
Я на самом деле иду к калитке и впускаю Ингу.
* * *
Пристальный осмотр забора показал, что лопнула деревянная стойка у основания, как бы надломилась.
Выглядело так, как будто Инга просто прыгнула именно там, где уже и была небольшая трещина.
- Андрей, думаю, пять белых кирпичей вполне хватит, - умно, слегка покачивая головой влево, вправо, изрёк Сан Саныч.
- Или взять красных? Как ты считаешь? А красных, надо, наверное, штук так двенадцать! – сказал он тоном, не терпящим возражения.
- Зачем вообще тебе кирпичи то понадобились? Давай просто ведро щебня приволоку, и новое основание с тобой сделаем! – пытаюсь возразить я.
Сан Саныч, как бы ни слыша мои слова, на ходу, роняет фразу, идя в дом, и, всем видом говоря, что разговор окончен:
- Цемента тут и треть мешка нужно. Или даже много. Его же с песком будем разводить. В общем, посмотри, там может, пакеты на вес продаются, в городе. Целый мешок нам тут не нужен!
Он остановился. Наклонил голову. Прищурился и пристально посмотрел на меня немигающим взглядом.
- Или ты, Андрей, не хочешь в этом поучаствовать? Тогда я с соседом съезжу в магазин, и ты нам не будешь нужен.
- Сан Саныч, я просто твоей логики не пойму. Двенадцать красных. Пять белых, силикатных. Треть мешка цемента. Зачем всё это? Ты бы мне объяснил, а?
- Я вот думаю, пять белых мало будет. Десять белых вези. И двенадцать красных. Так вот и я, Андрей, просил тебя объяснить, что такое позвоночник, а ты мне объяснил так, что я ни черта не понял! – Заржал он, скалясь во весь рот.
- Как так?! – опешил я, - я же стал тебе рассказывать, а ты меня перебил.
- Ну, я не кисейная барышня, чтобы с уважением смотреть в твой умный рот, смотря, как оттуда вылетают заученные тобой фразы. А где ИНТОНАЦИЯ? ПРОНИКНОВЕНИЕ? ГДЕ ИМЕННО ТО ГЛУБИННОЕ ЧУВСТВО, что ты ИМЕННО ОСОЗНАЕШЬ, что мне пытаешься впарить, как умную речь!
- Ну, ты, прям, как по Станиславскому хочешь! – уже засмеялся я, внутри себя параллельно думая, не подвох ли всё это, с кирпичами.
В принципе, я уже начал почти привыкать к его экстравагантности, которая всегда заканчивалась явно не в мою пользу, поэтому, на всякий случай изрек из себя двоякую фразу:
- Сан Саныч, причем тут позвоночник и кирпичи? Это как небо от земли.
- Ну, раз ты так считаешь, так и поступим. Например, у меня лично, совсем другое мнение, на счет позвоночника, - он поднял свой указательный палец на уровне лица.
В этот момент возник, причём, совсем неожиданно, однократный, но довольно таки ощутимый порыв ветра. Рядом с Сан Санычем опустились пару, тройку, листков с ближайшего дерева.
- Видишь, - он понизил голос до шёпота, - и они так считают.
- Кто они? – ответил я ему в такт шёпотом.
- Старые Мастера, - нехотя буркнул он, поворачиваясь лицом к входу в дом, - Идём, дождь начинается!
- Да ладно! – говорю я, - На небе солнце, и почти облаков нет.
Хотя инстинктивно захожу за ним домой, протискиваясь вместе с Ингой, которая ни с того ни с сего решила параллельно со мной пройти в проём открытой двери.
- Ну, ты же Бестолковый! – улыбнулся Сан Саныч, оборачиваясь на ходу и смотря не мигая в мои глаза, - Даже Инга и та знает, что дождь уже начался!
И действительно, по крыше забарабанили крупные капли дождя. Реально, дождь начался внезапно. И через пять минут прекратился.
- Сан Саныч, это же Мистика, какая то! – удивлённо наблюдая за этим капризом природы, восклицаю я.
- Мистика начнётся тогда, когда ты в следующий раз с цементом и кирпичами ко мне приедешь – заулыбался Сан Саныч, - А тут, просто, грибной летний дождь. И ничего особенного, кстати.
Я довольно таки часто не находил объяснений в его действиях и поступках, объясняя всё это неким совпадением. Но не явной подтасовкой фактов – типа так всё это было задумано изначально.
Тема, что Саныч изрёк фразу, поднимая свой палец, и начался ветер, и со второй его фразы, дождь, который почти сразу и прекратился – не укладывались в моей голове. Я старался быть максимально рациональным. На что Сан Саныч, мне часто говорил:
- Твоя рациональность, Андрюша, не даёт тебе покоя. Ты не можешь воспринимать МИР, как ОН ЕСТЬ. Тебе ОБЯЗАТЕЛЬНО ЕГО НУЖНО СДЕЛАТЬ УПАКОВАННЫМ в ТВОИ МЕНТАЛЬНЫЕ ОБЁРТКИ. Иначе, ты просто отвергнешь этот Мир, - обычно смеялся он.
- Смотри, дилемма! Ты вынужден отвергать Мир, если он у тебя Ментально не упакован на твой манер, а Мир при этом никуда не девается. Он ТАКЖЕ ПРОДОЛЖАЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ. Хочешь ты этого или нет.
Я чувствовал Истину в его странных словах, но не понимал их смысл. Пока не понимал…. На тот момент моего обучения у него…
- Так что там с кирпичами? Привезешь? Либо я к соседу завтра зайду.
- Привезу, - буркнул я, - Странный он какой-то, этот Сан Саныч… Ох как странный… Хотя… Никто меня особо и не обязывает ему везти эти кирпичи…
* * *
Я выполнил странную просьбу Сан Саныча. Странной она была в том, что такое обилие кирпичей, да еще и странной расцветки, совсем не вписывалось в понятие обыкновенного деревенского забора, полностью сделанного из дерева. Если бы он захотел поменять основания на кирпичные, кирпичей надо было бы больше. А подлатать треснувшую палку – там бы наверняка хватило бы треть ведра щебёнки, да полуметровой квадратной деревяшки. А тут ещё и треть мешка цемента. Он ещё уточнил, типа и вовсе пару килограммов хватит.
Но я ведь обещал… Значит, какой бы странной не казалась просьба, мне придётся её выполнять.
И что такого мудрого ЗНАЮТ Старые Мастера, что не указано в обычных книгах?
На всякий случай, на неделе, я еще раз залез в анатомический атлас Синельникова и обновил свою память. В принципе, ничего нового я там не узнал. Просто ещё раз пролистал картинки и поводил глазами по строкам в тексте.
Позвоночник и так для меня был понятным делом. Тем более, работая в вертебрологическом стационаре, я каждый день только и занимался, что лечением позвоночника.
Плюс ещё присутствовал на операциях. Мне было интересно увидеть, почему часть больных, что были у меня до этого на массаже, не поддались консервативному лечению, и попали под скальпель.
Хотя, просмотрев тогда, в Дубовке, двадцать операций за плечом нейрохирургов, я сделал выводы для себя, что всё зависит, либо от изношенности тела - самого позвоночника. Либо от внешних факторов, которые влияют на это тело, введя его в режим угробления и отсюда, способствуя износу основных его частей – позвоночника.
В то время я сделал для себя четкий вывод – я не всегда могу массажем убрать боль, при грыжах диска.
Например, жёлтая связка изношена до дыр, волокна, истончённые и потрёпанные временем и гравитацией тела. Диск, в виде позвоночной грыжи, стремится выскользнуть из тел позвонков, стараясь целенаправленно передавить нервное окончание.
Создавалось даже впечатление, что в теле сработал некий таймер, как бы говоря:
- Всё, отработался! Вечно пахать и роботы не могут, они ломаются! Теперь и ты сломался. Полгодика еще побудешь в режиме – Стоять и Лежать, пока ранка после операции не заживёт. Заодно и познаешь, как оно живётся, когда толком поднять ничего нельзя. И подумаешь, как ХОРОШО и ОТЛИЧНО было, КОГДА ЗДОРОВ!
* * *
Приехав через неделю к Сан Санычу, я застыл от изумления. На месте сломанной палки красовалась новая. Да ещё всё стояло как влитое. Была явно задействована щебёнка под основание.
- Как же так? – разинул я рот на полуслове.
- А так! – смеясь и одновременно рявкая, произнёс Сан Саныч.
- Тупым нужен стимул. Для того чтобы выбить из них их учёный иммунитет. И способность мыслить не так, как привык, появляется не сразу. Её, у тебя, Андрей, нужно РАЗВ И В А Т Ь (он специально растянул это слово) ПИНКАМИ (а это усилил интонацией)!
- Ты же хотел, Андрей, ЗНАНИЙ о ПОЗВОНОЧНИКЕ? Так и получишь их, раз уже привёз кирпичи.
Только вот выбирай, а мне И Н Т Е Р Е С Н О (он опять протянул слово), ЧТО ТЫ ВЫБЕРЕШЬ?
Объяснив мне мою задачу, я естественно, выбрал вариант, который для меня легче выполнялся…
* * *
Перенесусь на минуту в текущее время…
Иногда я своим Инструкторам в нашей Академии Массажа, даю простые и лаконичные задания. А они тупят. Или, даже, по-дружески пытаются со мною немного спорить, чтобы или выполнить наполовину, либо так - как они это поняли.
И я часто вспоминаю моменты своего Ученичества, когда любой мой отказ – НЕ ДЕЛАТЬ – мог сразу сделать моё общение с Сан Санычем последним.
На второй день нашей с ним встречи, когда я к нему приехал посмотреть на древнюю книгу по Массажу, он ЧЁТКО ОБОЗНАЧИЛ УСЛОВИЯ МОЕГО ПРЕБЫВАНИЯ С НИМ РЯДОМ.
И одно из них было:
- Не будешь делать, как я говорю, можешь сразу ехать в свой Воронеж. И больше ко мне ни ногой.
В то время для меня это казалось вполне выполнимым, и я согласился. Я же не думал, что например, как эта история с кирпичами и позвоночником, запомнится мне на всю мою жизнь.
То, что я позволял проделывать с собой Сан Санычу, моему Сенсею по Массажному Искусству, я не могу себе позволить делать с моими Учениками… Вот я иногда и думаю… А может, просто попробовать?! Или все-таки, не стоит? Уйдут ведь…
Одного, я бы, конечно, пропустил бы через жернова этой Науки… Но, вот которого… Пришёл ли он уже сейчас ко мне, Ученик этот, либо только собирается прийти…
Да и не каждый выдержит, на самом деле, правильное и нормальное обучение Искусству Массажа.
Да и, в принципе, - обычно, как и сейчас, успокаиваю я себя, - НЕ ВСЕМ ЭТО НУЖНО. Не всем нужно учиться настоящему профессиональному массажу.
У каждого моего Ученика есть свой Потолок. Иногда, мне кажется, что их флешки просто заполнены уже до отказа, и новая инфа в них просто не влезет…
Но это совсем другая история, может быть как-нибудь, и напишу об этом. Я и так отвлёкся. От основной темы про кирпичи…
* * *
Сан Саныч мне объяснил мою задачу.
Я должен был отнести за километр от его дома пять кирпичей. Белых причём. И, неважно где, у него дома тут, либо там, в лесу – склеить их цементом. Причём тачку он мне явно не предлагал, а на машине просто запретил ездить на ту поляну.
Я представил себе картину – тащу волоком пять кирпичей. Некий монолит, который должен ещё и застыть как бы. Хотя, у меня и был день в запасе, воскресенье типа завтра, но эта картинка мне явно не улыбалась.
Я выбрал – несу по три кирпича в мешке на своей спине, и потом возвращаюсь за остальными двумя.
Но, Сан Саныч это не одобрил, сказав, что я стал ленивым и поэтому могу сделать шесть ходок по километру и обратно. В сумме двенадцать км за день, его вполне устраивало, чтобы растормошить меня как спортсмена.
- Ты ограничиваешь своё тело, лишая его нормальных движений! – говорил он, протягивая мне пустой мешок.
- Вот пять кирпичиков по одному отнесёшь, а потом придешь за водичкой и цементиком. Это будет твоя шестая ходка. Налегке. А Инга тебе и дорогу покажет, и тебя проконтролирует.
* * *
Час или больше ушло на шесть ходок. В последнюю, Сан Саныч пошел со мной, дав мне нести штыковую лопату.
Инга при этом шла, гордо подняв свою морду – типа она всё выполнила, как предписывал Сенсей, контролируя меня.
Я собственно, смекнул, зачем нужна была Инга – чтобы я кирпичи не оставил неподалёку, а снёс их в одну кучу.
* * *
Придя на поляну, Сан Саныч заставил меня выкопать ямку. Чтобы в неё уместились четыре кирпича, а пятый остался на половину на поверхности.
Соответственно, я должен был ещё полу руками, полу лопатой изготовить раствор из песка и цемента и слепить с помощью воды пять белых силикатных кирпичей. Воду, тоже, кстати, мне пришлось нести с собой из дома.
В принципе, всё это было не сложно сделать. Только вот БЫЛ ВОПРОС – ЗАЧЕМ?
- А это для того, чтобы ты встал, Андрей, на это ОСНОВАНИЕ (он выделил слово голосом), и проорал во всю глотку – Я ИЗУЧАЮ ПОЗВОНОЧНИК!!!!
Недолго думая, в рамках сарказма, я так и сделал.
- ЧНИК!!! – Отозвалось эхом.
Мы с Сан Санычем заржали.
- Ну а теперь, копай рядом до глины, - спокойно изрёк он.
- Если глину не найдёшь, принесёшь её из дома. Инга, пошли домой. Адюша сам справится!
На меня нахлынул образ из детства.
Песочница. Мальчик и девочка делают куличики из песка.
- Адюша! Дяй лопатку! – писклявым голоском просила девочка.
Я рассмеялся, провожая глазами, уходящего домой Сан Саныча и Ингу. Они даже не обернулись в мою сторону.
* * *
Мне повезло. Глину я нашел в полуметре. Ямка была не особо глубокой. Только вот опять же. Я не знал, сколько глины нужно и, главное, зачем, она мне понадобится.
Кстати, придя на поляну, Сан Саныч по дороге срубил ветку орешника, около двух метров. И воткнул его с силой рядом с местом, который он обозначил, как ямка для кирпичей.
Зачем эта палка, стоящая как одинокая антенна, я естественно, не знал. Явно был же смысл. И, наверное, мне придётся его искать самому.
Сан Саныч особо не задумывался, понимаю я его или нет. Он просто ОТДАВАЛ мне СВОИ КОМАНДЫ. И я их выполнял. Охотно, не охотно – его это совсем не волновало.
* * *
Хотя, иногда, я становлюсь как Сан Саныч… Жёстким…
Например, в 2017 году я одну из своих Учениц, которая просилась на обучение в Академию на 1К (первый курс), попросил выполнить одно моё несложное вступительное задание…
Я поставил на массажную кушетку пару напольных весов (максимальный вес 100 кг) и попросил её в них упереться двумя руками. То есть стоять на своих пальцах, поддерживая максимальный вес при давлении. А сам ей сказал, что иду курить на улицу. И пока не приду, она должна именно стоять на пальцах. А чтобы не сачковала, я включил рядом с ней видеокамеру, со словами:
- А я потом посмотрю на камеру, как ты выполняешь это простое упражнение.
У меня на счёт неё были тогда сомнения, нужен ли ей Профессиональный Массаж или это просто некая блажь – Стать Профи.
Рассматривать вариант, как это обычно делают, при обучении на курсах массажу – пришли, отчитал им курс, заплатили, ушли – мне как то это не нравилось. Так как Цель - тогда и сейчас – готовить настоящих Профессионалов Массажного Искусства, не изменилась с годами.
На обычных курсах массажистов плодят пачками. И на выходе, при выпуске тысячу в месяц (либо несколько сотен, не вдавался в подсчеты, не зачем), на миллионный город – пропорция так и остаётся неизменной.
На миллионный город ВСЕГО!!! Десять Профессионалов…
Лично для меня, это грустно…
Почему? Ответ всегда один – кому захочется из преподавателей возиться с Учениками? Правильно – никому. Либо за большие деньги. Да и у каждого препода есть свой Потолок. Приходилось видеть, как ученик заплатил массу денег, у именитого учился – а как был баобабом, так и остался им. И не потому, что тупой, а потому, что подход учителя не подразумевал изначально обучение. Учитель только ознакомил с предметом. Не более того. Ладно… Опять отступаю от темы… Итак, закончу про свою Ученицу…
Я просто вышел за дверь и пробыл там с незажженной сигаретой полторы или даже три минуты. Не долго, в общем. Возвращаюсь – она стоит на пальцах. Руки слегка трясутся от нагрузки. Это нормально. Сами попробуйте, килограмм двадцать, или десять, продержать на каждой руке в течение минуты…
Говорю:
- Молодец! Хватит.
Она, радостная, что всё закончилось, ждёт моего вердикта – беру или не беру.
Я восклицаю:
- А теперь ещё задание. Выполнить упражнение на доске тренажёре для пресса. Условия опять те же. Либо пока не скажу СТОП, либо пока сама упадешь.
Первые двадцать наклонов, подъемов ей дались легко. Остальные, естественно, не очень. Я, снимая на камеру, ждал, пока она психанёт и откажется от моей задачи.
А она, улыбалась и делала…
- Стоп. Достаточно. Не устала? – последнее слово я произнёс на манер Сан Саныча, с лёгкой иронией.
- Нет. Я ещё могу! – воскликнула она, и передо мной предстал Человек НАДЕЛЁННЫЙ ВОЛЕЙ к Победе.
- Хорошо. Я тебя беру. Но курс очень сложный. Так что не расслабляйся. И ты всегда можешь уйти, двери всегда открыты.
На меня смотрели улыбающиеся глаза с уставшего и мокрого лица.
- Хорошо. Я закончу курс до конца! – гордо произнесла моя Ученица.
Кстати, стала достаточно не плохим Мастером Массажа 2К. То есть, закончила потом ещё и второй курс.
* * *
Кирпичи… Будь они не ладны…
Вернувшись, после поиска глины, в дом Сан Саныча, меня ждало еще одно испытание…
Двенадцать красных кирпичей так и просились по одному в лес…
И лепить их друг к дружке мне предстояло глиной, естественно, замешивая её прямо там же, рядом с основанием…
Я особо не хочу вспоминать момент таскания по одному кирпичику и бегом обратно. Я это делал в гордом одиночестве. Ни Инга, ни Сан Саныч в этом не участвовали. Сан Саныч уже успел выспаться, а Инга также лениво лежала рядом со своей будкой. Они всем своим видом мне показывали, что это моя забота и их не то что это не волнует, а даже совсем и не колышет.
У меня тогда была ТОЛЬКО ОДНА МЫСЛЬ – что эти чёртовы двенадцать красных, должны были, когда то закончиться.
Они, действительно и закончились… Но только поздней ночью…
* * *
Наутро меня ждал другой сюрприз.
Мне предстояло сделать самому и своими руками семь кирпичей из глины и немного их обжечь на импровизированном костре.
Причём, Сан Саныч замотал головой, когда я сказал, что рядом с колонной разожгу костёр.
- Зачем же палить себя, Андрей? Ты ведь ещё и не придумал, как будешь объяснять случайному прохожему, зачем ты в лесу пограничный столб выстроил.
С этими словами он поймал Ингу за загривок. Встал на одно колено, держа левой рукой воображаемый автомат. А правой изобразил в руке бинокль. Он всё это проделывал во дворе, у яблони. И получилась реалистичная картина – некий погранец в дозоре, с собакой, вглядывается в даль, охраняя рубежи нашей необъятной Родины.
Мы с ним заржали оба и одновременно.
Но это меня никак не радовало. Глину то пришлось нести из леса…
Сан Саныч сказал, что МЕСТО ЛЮБИТ СВОЮ ГЛИНУ. И ДРУГУЮ НЕ ПРИЕМЛЕТ.
Я ничего не понял, но понял одно – глину тащить из леса и делать это мне…
* * *
Ближе к вечеру семь глиняных кирпичей были готовы и слегка обжарены на импровизированном костре.
А также, опять же по одному, отнесены на поляну.
На мой вопрос, в чём логика, он ответил, что я должен ПРИДАВАТЬ ЗНАЧЕНИЕ КАЖДОМУ ЭЛЕМЕНТУ в этой конструкции. То есть, так лучше мне запомнить.
- Несясь порожняком обратно до дому и туда, с кирпичом, ты, Андрюха, о чём-то думаешь! Явно не о позвоночнике! Вот и запомнишь каждую деталь того шедевра, что сотворил САМ. Слово САМ он выделил наиболее чётко.
И тут до меня дошло… Что я леплю… Позвоночник!!!
И правильно!
Нижних пять, белых силикатных, в земле – Крестец!
Средних двенадцать, красных – Грудные!
Семь, глиняных, верхних – Шейные!
Так вот в чём был изначальный смысл!!!
И Саныч всё продумал до самых мелочей.
Нижнее основание он заставил сделать монолитом, скрепя его цементом и вкопав его почти целиком в землю. И в аналогии, хотя крестец и утоплен в тазовые кости – L4, поясничный позвонок, его остистый отросток на одной линии с возвышением подвздошных костей, Сан Саныч, это потом обыграл так:
Он просто, когда всё было смонтировано, взял лопату и слегка присыпал у основания. И действительно, стало выглядеть вполне правдоподобно – середина второго снизу белого кирпича была вровень с землёй.
- А Матушка Земля будет тебе подвздошными костями, - Изрёк афоризм дня, Сан Саныч, в своей манере произносить, что-то Важное.
При этом, периодически он спиной, как бы случайно, ненароком, задевал стоящий рядом воткнутый в землю одинокий орешник. Тот, естественно, спокойно и мирно, покачивался.
* * *
- А ты не думал, Адюша, почему состав сцепки разный? – размеренно и немного чмокая, растягивая слова, произнёс Сан Саныч.
Естественно, думать мне и не хотелось, и было некогда.
Мысль была тогда одна – когда же всё это закончится.
Сан Саныч взял палку и как в Поле Чудес у Якубовича, нацарапал слово на земле рядом, написав только первую и последнюю букву:
П * * * * * * * Ь
- Опять квест! – Подумал я.
- Для тупых – Да! – Изрёк Сан Саныч.
- Умным и не пришлось бы пару дней с кирпичами по лесу шляться, правда, Инга? – он погладил собаку за ухом. Та взяла и сказала: - Гав!
Да так это всё было и комично и неожиданно, что я сам опешил и засмеялся одновременно.
- Ну, так как? Тупить будем и СЕЙЧАС?! – с этими словами он дописал букву посередине:
П * * Ч * * * * Ь.
- Сан Саныч, Прочность, - говорю я ему, нисколько не сконфуженный на акцент моей тупизны с его стороны.
Просто мне не хотелось ничего тогда оценивать, я валился с ног, и моим ЕДИНСТВЕННЫМ ЖЕЛАНИЕМ было уснуть. Я был готов прям там грохнуться, но мне не дали этого сделать.
* * *
Позже я, проанализировав эти два дня, естественно, пришёл к выводу, что Саныч был сто раз прав.
Шейные позвонки (кирпичи) – он заставил меня склеивать одним песком с примесью воды.
Грудные, красные – глиной.
Поясничные, я о них совсем забыл, их было также пять. Пять белых силикатных кирпичей. И в раствор, для поясничных, он разрешил добавить немного оставшегося цемента.
Помню, он сказал при этом:
- Добавишь больше, потом задолбаешься их ломать.
Ну, а крестец, был сформирован из силикатных белых. Причём, полностью погружен в землю. И сцеплен нормальным раствором.
А чтобы я очень хорошо всё запомнил, потом, когда мы демонтировали эту конструкцию, я все ингредиенты, кроме межпозвоночных дисков (раствора, для сцепки кирпичей), по указке Сан Саныча тащил на тележке до дома.
Конечно же, кирпичи ему впоследствии пригодились. Мы подлатали ими сарай. Но это уже было позже.
* * *
- Осталась последняя деталь! – Изрёк Сан Саныч, наклоняя орешник рукой вниз,
-.Адюша, это ЧТО?
С последними словами он отпускает орешник, и ветка со свистом летит мне в лицо.
Я чудом уворачиваюсь и смеясь произношу:
- Гибкость!
- Так, что же такое Андрюша, позвоночник? – С издёвкой спрашивает он.
- Это ПРОЧНОЕ ОСНОВАНИЕ и ОДНОВРЕМЕННО ГИБКОСТЬ ДЛЯ ТЕЛА! – говорю я, вспоминая все два своих дня в деталях.
* * *
В 2017 году, один из моих будущих Инструкторов Академии Массажа мне радостно ответила на мою реплику по изучению анатомии:
- Андрей! Я буду зубрить!
- Нет, зубрить вы не будете. Зубрёшка ни к чему хорошему не ведет. Из большинства моих знакомых, что учились в Меде, именно анатомию помнят единицы. На этапе становления массажистом, я довольно часто мучил докторов своими вопросами. И они от меня отмахивались, как от назойливой мухи. За многолетние годы их работы, как правило, в узкой специализации им что нужно, они оставили в своей памяти, а остальное почти развеялось временем.
Также, некоторые из мох Учеников имеют мед. образование. И не всегда они вспоминают сразу то, что вдалбливали в себя за два первых года учёбы. Когда идёт именно анатомия.
Поэтому и вывод: Мозг отсекает всё лишнее, оставляя только то, чем пользуется. В данном случае, зубрёжка просто не эффективна.
* * *
Например, на экзамене по 1К или 2К мои любимые вопросы к моим Ученикам:
- Сколько остистых отростков у одного позвонка?
- Сколько боковых отростков и почему их именно столько, а не больше или меньше?
- Чем отличаются между собой межпозвоночные диски, расположенные в разных отделах позвоночника?
Последний вопрос я обычно оцениваю по паузе. Если она больше чем пять секунд, можно уже считать, что студент не знает досконально тему.
Обычно я мысленно переношусь в те дни, которые описываю сейчас в своей книге.
Например, вы, уважаемый читатель, вряд ли задавались сейчас вопросом, почему кирпичи были разные? Явно не для того, чтобы выделить цветом отдельный отдел позвоночника.
Они были просто сложены, исходя из твёрдости материала. Более прочные находились ниже. Менее прочные – выше.
Да и вряд ли кто из вас задался целью ответить на вопрос о разности состава раствора.
Если бы внизу не было цемента, вся конструкция развалилась бы. Ну, пусть не сразу.
И почему именно КРЕСТЕЦ спроектирован ТАК, что он почти монолитный? Хотя, если сделать сагиттальный распил, при вскрытии в анатомичке, на разных трупах, мы увидим небольшое изменение в дисках. У некоторых будет отмечена небольшая деформация. Просто никто не задаётся этими вопросами, принимая за аксиому, что крестец – монолитный блок. А там, оказывается, есть и движение.
Диски то в крестцовом отделе позвоночника явно не являются рудиментом.
Если в теле НЕТ ЛИШНЕЙ МАТЕРИИ и ВСЁ ЗАЧЕМ ТО НУЖНО, сама Природа или Ещё Кто, так распорядились, что в КРЕСТЦЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДИСКИ. Хотя, можно было и просто сделать монолит. А почему не сделали?
Естественно, вопрос каркаса автомобиля, к примеру, волнует только самих разработчиков. Водил и пассажиров явно в меньшей степени интересует вопрос о прочности кузова их авто. Особенно, если внешка из пластика (юмор, мой, естественно! Но, выглядит, красиво!)
* * *
Сан Саныч уделял большое значение Позвоночнику. Чуть позже, после этих кирпичей, он заставлял меня по памяти лепить из пластилина каждый позвонок. И ржал, если я забывал прорисовывать некоторые детали.
- По забывчивости, человек давно бы сломался, Андрюша, - любил проговаривать Сан Саныч.
- Например, изгибы позвоночника, зачем Человеку? – это была его излюбленная фраза.
Ну и естественно, Сенсей отдельно выделял позвоночник, как МЕСТО, в котором ЦИРКУЛИРУЕТ ЭНЕРГИЯ.
Хотя… достаточно мне было раз УВИДЕТЬ, чтобы поверить в то, во что, собственно, нельзя поверить, раз этого якобы нет. Потому, что нельзя измерить, либо увидеть обычными глазами…
Но это уже другая история…
* * *
В своём обучении, у себя в Академии, с этого, 2019 года я ввёл новые нормативы.
Например, поиск позвонков с закрытыми глазами.
Компьютер в хаотичном порядке называет номер позвонка, а студент, либо в полной темноте, либо с повязкой находит нужный позвонок. И интервалы времени, через которые следует следующая компьютерная команда. Минимальный интервал в пять секунд, кстати. То есть, это считается высшим пилотажем для 1К и обычной нормой для 2К.
К примеру, это рядовая задача для хирурга, нейрохирурга. Пусть не с завязанными глазами, это им совсем не нужно. А моим ребятам – НУЖНО. Потому, что от этого мы отталкиваемся в нашем обучении. Далее идёт прицельная диагностика. И чёткая топография, на ощупь, явно будет не лишней.
Мне приходится в своём обучении использовать мультимедийность, задействуя компьютерную технику. Не могу же я, как Сан Саныч, загнать студентов таскать кирпичи…
Хотя, лично я их запомнил на долго.
И была в этом некая подсказка – во фрагменте – по кирпичику носить…
В трактовке Сенсея это было – УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЕ КАЖДОМУ ПОЗВОНКУ, потому что каждый позвонок ИМЕЕТ СВОИ УНИКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ.
Хотя, скажете вы, кроме первых двух шейных - первого кольца и второго, зуба, все остальные в общем, то одинаковые, и отличаются только массой..
Ну, для вас, возможно так. Пусть так и будет. Спорить не буду.
Люди УЖЕ СПРОЕКТИРОВАНЫ И ФУНКЦИОНИРУЮТ.
СО ВРЕМЁН АДАМА ЕЩЁ НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ.
Разве что, мнения…
Например, меня лично радует, что часть моих студентов на муляже позвоночника находят отличия. Чем один позвонок отличается от другого. Вначале на муляже, потом на реальном теле. Конечно же, это чертовски трудно, но интересно… Особенно, если Открытие переходит в Озарение…
И не важно, что одна группа открывает то, что другая УЖЕ для себя открыла на месяц раньше.
КАЖДОЕ ОТКРЫТИЕ КАЖДЫЙ ДЕЛАЕТ ДЛЯ СЕБЯ САМ.
Если ЭТО ему нужно, естественно.
* * *
Кстати, уже заканчивая писать эту главу, я обратил внимание, что практически не раскрыл ТЕМУ ВТОРОГО АСПЕКТА ПОЗВОНОЧНИКА – ТЕМУ ГИБКОСТИ ТЕЛА.
Я, надеюсь, хорошо и по памяти описал, на сколько помню те далёкие события Учёбы у Сан Саныча, когда изучал ПОЗВОНОЧНИК.
ПЕРВЫЙ АСПЕКТ - ПРОЧНОСТЬ.
Второй Аспект – ГИБКОСТЬ позвоночника.
Как фактор Гибкости Тела, заслуживает такого же пристального внимания, как и первый аспект.
Например, Сан Саныч любил повторять свои непонятные фразы:
- Андрей, станешь ГИБКИМ - ОВЛАДЕЕШЬ ЭНЕРГИЕЙ.
Используя Цигун, Йогу, или свои ПРЕДСТАВЛЕНИЯ о ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА, Сан Саныч довольно таки часто заставлял меня укореняться в позе охватывания дерева.
Аналог Цигун, но у Саныча было своё представление о Цигун. И он периодически изменял традициям Востока, плавно имплантируя СВОЁ ВИДЕНИЕ, которое только дополняло Древние Знания о Человеке, как о гармоничном Существе, живущим либо в полной гармонии с Миром. Либо в полном РАЗДРАЙВЕ, и с самим собой тоже.
Слово МИР – в транскрипции Сан Саныча ничего общего не имело с понятием Карта, Материки, Земной шар.
Это БЫЛО НЕЧТО БОЛЕЕ ОХВАТЫВАЮЩЕЕ, чем даже Вселенная.
Он говорил о некой ГАРМОНИИ, которую нельзя охватить своим Умом, так как она необъятна. И в этой Гармонии ВСЁ РЕГЛАМЕНТИРОВАЛОСЬ некими законами.
- Даже Хаос, и тот продиктован определёнными законами, или алгоритмами, как ты любишь, Андрей, выражаться. В принципе, всё это фигня, Андрюша. Это просто развлечения для Ума, описывать эти законы. Когда ВИДИШЬ, просто ПОЛЬЗУЕШЬСЯ ТЕМ, что СОЗДАНО. Так как просто СЛИТ и ВЛИТ в ЕДИНУЮ Систему, которая на самом деле бесконечна.
Или так, иногда он говорил:
- Ну, откроешь ты, или постигнешь за свою короткую жизнь, предположим, тысячу законов природы. А их бесконечность. Умирая, ты их забудешь, естественно. Толку то что? Ты умей ими воспользоваться при своей жизни – ЭТО и ЕСТЬ ЗНАНИЕ. А что толку просто болтать, Андрей? Ублажать свой Ум, что ты много знаешь. А зачем?
* * *
Например, при изучении ГИБКОСТИ Тела, Сан Саныч заставлял меня соединяться с Центром Земли, делая простое заземление. Естественно, это был простой эмпирический опыт. Моя задница не была при этом никоим образом физически соединена с Землёй. Я просто, испытывал необычные трансцендентные ощущения, не более того.
Но описывать это сейчас и здесь не имеет особого смысла, потому что до этого я должен вспомнить и описать, как я тогда стоял в полном одиночестве в лесу и СЛУШАЛ ТИШИНУ…
Либо, опять же, вспомнить, как в первый раз услышал, опять же, под воздействием Сан Саныча, хотя его и не было тогда со мной рядом – ГУЛ ЗЕМЛИ.
Даже сейчас вспоминая те события, меня накрывает мурашками.
Я могу, конечно же, себе сейчас сказать – привиделось, почуялось, показалось и услышалось…
Но моё тело ПОМНИТ ЭТО ОЩУЩЕНИЕ.
В то далёкое время это был мой первый трансцендентный опыт общения с Силой, или Энергией Земли…
Может быть, когда-нибудь об этом напишу… Может быть…
Во всяком случае, говоря словами Сан Саныча, устройство МИРА, для меня уже никогда не станет прежним. Как Оно было до знакомства с этим удивительным Человеком, владеющим ЗНАНИЕМ.
Следующая глава книги Андрея Микулина - Искусство Массажа:
Про ИММУНИТЕТ. Иммунитет - ЭТО ОТРАЖЕНИЕ ВАС в Системе Мира. Просто и понятно
Предидущая глава: